Доклад о Маяковском

Маяковский Владимир ВладимировичВладимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)

Поэзия Маяковского долгие годы воспринималась однобоко - как талантливая идеологическая пропаганда, работа “агитатора, горлана, главаря”. Его лирике и сатире почти не уделяли внимания, пьесы на десятилетия выпали из театрального репертуара. Из его рассказа “о времени и о себе” выбирали только то, что было ко времени: сначала возвышая как первого певца революции, а потом “ставя на место”, как продажного слугу тоталитарного режима. Но “время-хамелеон” поэта не одолело.

Владимир Владимирович Маяковский родился в грузинском селе Багдади в семье лесничего. Первыми его учителями были мать и сёстры. Затем он учился в Кутаисской гимназии. Подрастая, стал много отвлекаться “на революцию”.

После смерти отца семья переехала в Москву. В 1908 году Маяковский вступил в партию большевиков. Партийная работа, аресты, чтение марксистской и разной другой литературы... Среди “другой” попались стихи. Пробовал Давид Бурлюк. Революциясочинять сам, одновременно учился рисованию в Училище живописи, где встретился с Давидом Бурлюком, угадавшим в Маяковском гениального поэта. Вместе они придумали “футуризм”, который в Маяковском осел на веки вечные. Вся его поэзия - это взгляд на современность из будущего. Вознесённый на гребень революционной волны, Маяковский искренне разделял мечты и надежды тех лет. Он создал неповторимую образную систему, конструировал новый язык и отдал “всю свою звонкую силу поэта” атакующему классу.

 

Думая о будущем страны, Маяковский сознательно работал для детей. Ещё в ранних стихах он опирался на детскую фантазию: в весёлом стихотворении “Тучкины штучки”, играя словами, ритмом и рифмами он создал живую, изменяющуюся картину, подобную той, что видит ребёнок в замысловатой игре тучек на небе. В сатирической “Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий” он затеял с детьми разговор о классовой природе человеческого общества. Симпатии автора и читателей, конечно, на стороне пролетария Симы. И в других детских стихах поэт прославляет людей труда, доказывая, что только честная, мастерская работа имеет ценность в строящемся новом мире. В полную силуЧто такое хорошо и что такое плохо проявляется поэтическое мастерство Маяковского в стихотворениях “Кем быть”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “История Власа - лентяя и лоботряса”, “Эта книжечка моя про моря и про маяк”, “Конь - огонь”, “Возьмём винтовки новые”, “Майская песенка”, “Песня - молния”, любимых стихах нескольких поколений советских детей.

Он любил устраивать для детей своеобразные экскурсии, например, путешествие по зоопарку в книжке-картинке “Что ни страница, то слон, то львица”. Оно получилось познавательным и весёлым, потому что восхищённое и почтительное отношение к природе соединяются с авторским юмором. А просторечные выражения, даже языковые неточности, как ни странно, проясняют смысл:

Кенгуру.
Смешная очень.
Руки вдвое короче.
Но за это
у ней
ноги вдвое длинней.

“Прочти и катай в Париж и Китай” воображаемое кругосветное путешествие. Из этих стихов в нашу жизнь вошли строчки: “Начинается земля, как известно, от Кремля”. Но детей ждёт немало других открытий, в том числе самое главное: побывав в разных странах, путешественники опять очутились в Москве. Они спросили у поэта, почему так получилось. Он объясняет:Что такое хорошо и что такое плохо
Потому,
что земля кругла,
нет на ней угла –
вроде мячика
в руке у мальчика.

Детские стихи Маяковского издавались большими тиражами, хотя критики и особенно педагоги находили в них разнообразные воспитательные просчёты. Но дело было сделано - заботясь о “государственных интересах” и воспитывая будущих строителей социализма, Маяковский привёл детей в страну своей Поэзии, которая позже откроется им во всей грандиозности.

“Слушайте, товарищи потомки...” призыв, не потерявший актуальности. Марина Цветаева очень тонко заметила ещё в 1933 году: “Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать”.

Скачать полную версию доклада

Другие интересные работы по этому предмету:

Доклад о Максиме Горьком

Максим ГорькийМаксим Горький (1868-1936)

 

Алексей Максимович Пешков - таково настоящее имя писателя - родился в Нижнем Новгороде. Рано осиротевшего мальчика взял на воспитание дед.

Доклад о Бунине

Иван Алексеевич БунинИван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. В восемь лет уже написал свои первые стихи о какой-то горной долине: видимо, не обошлось без подражания кавказским мотивам Пушкина и Лермонтова.

Доклад про Есенина

ЕсенинСергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Поэзия Есенина всегда пользовалась народной любовью, она и теперь живёт в песнях и романсах. “Какой чистый и какой русский поэт’’, - говорил о нём Максим Горький.
Есенин вышел из самой сердцевины русского народа - из крестьянского сословия, и на долгие годы к нему “приклеился” ярлык “крестьянского поэта”, сильно преуменьшающий масштаб его творчества. Да, он написал много стихов о деревне, и с гордой печалью произносил: “Я последний поэт деревни...”. Но главная его тема - “половодье чувств” русской души.

Доклад об Алексее Толстом

Алексей Константинович ТолстойАлексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Талантливый драматург, поэт, писатель, переводчик, Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Его отцом был граф Константин Петрович Толстой. Так сложилось, что воспитывал мальчика его дядя Алексей Перовский, автор знаменитой “Чёрной курицы”, которую он написал для любимого племянника.

Доклад о Гоголе

GogolНиколай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

В 1829 году молодой автор, издавший свою первую поэму на присланные матушкой триста рублей, прочитал в рецензии: “Свет ничего бы не потерял, если бы сия первая попытка юного таланта залежалась бы под спудом”.

Доклад о Фете

FetАфанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)

О Фете сказано много восторженных слов. Лев Толстой, например, восхищенно задавал риторический вопрос: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”.

У редактора “Современника” Некрасова Фет был едва ли не самым любимым поэтом. Во всяком случае, его стихи он печатал чаще, чем свои собственные, и слегка иронически замечал: “Как птица распевает Фет, Стихи печатает Некрасов”.

Доклад о Толстом

Лев Николаевич ТолстойЛев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

Лев Толстой, один из столпов мировой культуры, многие свои произведения посвятил детям. В 1852 году в журнале “Современник” была напечатана его повесть “Детство”, в которой автобиографический материал лёг в основание глубокого художественного исследования детской души.

Доклад о Некрасове

NecrasovНиколай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)

Поэзия Некрасова часть народной культуры. С раннего детства Некрасова мучил вопрос о несправедливом устройстве жизни. Наблюдая за тем, как его отец, деспотичный и жестокий крепостник, обращался с крестьянами, Некрасов раз и навсегда принял сторону обездоленных и обиженных. Герои его произведений городское простонародье, крестьяне, женщины, дети и есть самый страдающий класс. И именно в их душах он нашёл самые прекрасные черты русского характера.

Доклад о Тургеневе

Иван Сергеевич ТургеневИван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)

Тургенев оставил огромное творческое наследие: рассказы, повести, романы, стихи, пьесы, критические статьи, мемуары, переводы и публицистику. Влияние его на современников было колоссальным, о произведениях его спорили, ему подражали, его идеями восторгались и их же ругали. Но ещё большее воздействие оказал на потомков стиль Тургенева, его прекрасный русский язык, выразительный и пластичный.

Доклад о Чехове

chehovАнтон Павлович Чехов (1860 - 1904)

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. Чехов почти ничего не написал специально для детей. Только рассказ “Белолобый” напрямую адресован детям, даже хрестоматийная “Каштанка” была переработана для маленьких читателей.

 

 

Дополнительная информация