Презентация "Фарфор во времена Анны Иоанновны"
Каков был фарфор во времена правления Анны Иоанновны? Откуда он попадал в Россию? Обо всем этом подробно и интересно рассказывает наша презентация.
А вот в статье, расположенной ниже мы постарались рассказать о маркировании фарфора в России.
Что такое марка фарфора
Марка – это своего рода визитная карточка изготовителя на фарфоре. Марки бывают двух видов: подглазурные и надглазурные. Первая, как правило, оттискивалась еще на сыром изделии или помечалась штампиком до нанесения глазури. Вторая, напротив, ставилась после декорирования и проходила вместе с предметом муфельный, то есть закрепляющий краску, обжиг. В зависимости от этого марки несут разную информацию. Первая - о времени изготовления фабриката (если вещь не декорирована целиком в технике подглазурной росписи) и о времени и месте выхода товара во втором случае. Так известно, что на Императорском Фарфоровом Заводе скапливалось большое количество «белья» (фарфор «белье» - белый нерасписанный фарфор).
Подглазурное клеймо на изделии, расписанном надглазурными красками, в таком случае не становилось свидетельством точной датировки. По этой причине на первом фарфоре Ленинградского завода встречаются царские клейма. В России в середине и второй половине XIX века широко практиковалась роспись готовых изделий в живописных мастерских. Можно предположить, что среди приобретенного у крупных фабрик «белья» могли оказаться изделия с заводскими клеймами.
И наоборот, неклейменные изделия определенных фирм, встречающихся в продукции живописных мастерских, невозможно отнести точно к фабрике, их выпускавшей, или живописному заведению. ИФЗ, где нередко в ХIХ веке расписывались лиможские изделия, всегда сохранял французскую марку и рядом ставил свою.
Знаки мастеров
Кроме фабричного клейма фарфор нес на себе иногда автографы мастеров. Эти знаки предназначались, главным образом, для внутреннего пользования: сопровождали изделие от одной операции к другой: исполнявший ее мастер по выполнении работы ставил свой знак. Больше всего это относится к формовочной, скульптурной работе. Они непременно оттискивались в черепке. На виноградовских изделиях от руки в тесте ставились номера рецептов. На последующих изделиях Императорского завода XVIII века можно встретить небольшие значки солнечной системы, принадлежавшие рабочим белой палаты и служившие для учета заработной платы. Впоследствии пользовались черточками, крючками, начальными буквами имени и другим. Таким наиболее ранним знаком было○→.
Подписи художников
Но если вещи метились надглазурно и, более того, той краской, которая присутствует в декоре изделия, это означало, что она принадлежит расписчику (как, например, имеют место значки от руки золотой краской в изделиях «Товарищества М.С.Кузнецова»). Кроме этих знаков нередки на художественном фарфоре подписи художников, классных мастеров-исполнителей. На ИФЗ сначала ставили свои подписи французские мастера, но при Николае I, Александре I и Александре II, а также после 1900 года эта традиция выдерживалась и в отношении русских художников. Из сказанного выше следует, что грамотно работать с вещью может лишь специалист, который зафиксированные в знаке сведения дополняет художественно-стилистическим и историческим анализом вещи. Это необходимо для полной и точной атрибуции произведения.
Другие интересные презентации по этому предмету:
В нашей презентации интересно и подробно рассказывается о развитии изобразительного искусства во времена правления Петра 1. Это был очень интересный и важный период в истории России, связанный с петровскими реформами.
В нашей презентации подробно и интересно рассказывается о медалях и орденах во времена Петра 1. Но вначале немного истории.
В этой презентации рассказывается об истории крепости Ниеншанц от ее основания до современности. В презентацию включены красивые редкие иллюстрации.